План
мероприятий («дорожная карта»)
внедрения целевой модели наставничества
в МБОУ лицей №1 г. Цимлянска Ростовской области
1. Основные положения
План мероприятий («дорожная карта») разработана в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее – педагоги) в МБОУ лицей №1 г. Цимлянска Ростовской области.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- улучшение показателей МБОУ лицей №1 г. Цимлянска Ростовской области в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
2. Формы наставничества
Форманаставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены три:
«ученик – ученик»;
«учитель – учитель»;
«учитель – ученик».
Все представленные формы могут быть использованы не только
для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый),но и для групповой работы (один наставник – группа наставляемых),при которой круг задач, решаемых с помощью программы наставничества и конкретной формы, остается прежним, но меняется формат взаимодействия – все мероприятия проводятся коллективно с возможностью дополнительной индивидуальной консультации.
Организация работы в рамках всех трех форм не потребует
большого привлечения ресурсов и финансирования, так как все программы
предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых,профессиональных) образовательных организаций, за исключением возможного привлечения экспертов для проведения первичного обучения наставников.
3. Этапы программы
Реализация программы наставничества в МБОУ лицей №1 г. Цимлянска Ростовской области включает семь основных этапов.
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
Реализация программы наставничества в МБОУ лицей №1 г. Цимлянска Ростовской области производится последовательно по двум контурам,
обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.
Внешний контур образуют сотрудники некоммерческих организаций,
средств массовой информации, участники бизнес-сообщества (корпорации,
малый бизнес, трудовые и профессиональные ассоциации), в том числе
работодатели, представители образовательных организаций,
профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов
власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители
региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты
и организации, которые заинтересованы в реализации программ
наставничества.
Внутренний контур представляют руководитель и администрация
МБОУ лицей №1 г. Цимлянска Ростовской области, обучающиеся и их родители, молодые
специалисты, педагоги, педагоги-психологи, методисты.
Очередность этапов представлена на рисунке.
4. Характеристика контингента лицея
№ п/п |
Показатель |
Значение |
Факт 31.05.2020 |
Прогноз
31.05.2021
|
1 |
Численность обучающихся, чел. |
403 |
427 |
|
в том числе: |
|
|
1.1 |
численность обучающихся в 1-4 классах, чел. |
182 |
186 |
|
из них: |
|
|
1.1.1 |
обучающихся на «4» и «5», чел. |
116 |
120 |
1.1.2 |
входящих в состав органов ученического самоуправления лицея, чел. |
60 |
100 |
1.1.3 |
принимающих участие в деятельности общественных организаций, чел. |
15 |
50 |
1.1.4 |
состоящих на профилактических учетах, чел. |
0 |
0 |
1.2 |
численность обучающихся в 5-9 классах, чел. |
189 |
200 |
|
из них: |
|
|
1.2.1 |
обучающихся на «4» и «5», чел. |
105 |
120 |
1.2.2 |
входящих в состав органов ученического самоуправления лицея, чел. |
50 |
60 |
1.2.3 |
принимающих активное участие в деятельности общественных организаций, чел. |
30 |
50 |
1.2.4 |
состоящих на профилактических учетах, чел. |
8 |
2 |
2 |
Численность педагогических работников, чел. |
29 |
32 |
|
в том числе: |
|
|
2.1 |
численность педагогов с первой квалификационной категорией, чел. |
6 |
6 |
2.2 |
численность педагогов с высшей квалификационной категорией, чел. |
20 |
20 |
2.3 |
численность педагогов со стажем до 3 лет, чел. |
1 |
3 |
2.4 |
численность педагогов со стажем свыше 30 лет, чел. |
7 |
8 |
2.5 |
численность педагогов в возрасте до 35 лет, чел. |
1 |
3 |
2.6 |
численность педагогов, входящих в состав региональных ассоциаций учителей, общественных организаций, чел. |
2 |
2 |
3 |
Количество работодателей (организаций, учреждений, предприятий), принимающих активное участие в деятельности лицея |
1 |
3 |
4 |
Численность родителей (законных представителей) обучающихся, принимающих активное участие в деятельности лицея |
50 |
100 |
5 |
Иные субъекты, принимающих активное участие в деятельности лицея (указать какие) |
3 |
5 |
5. План мероприятий («дорожная карта») внедрения
целевой модели наставничества
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Подготовка условий для запуска программы наставничества
Задача: информирование о запуске программы наставничества; сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых и выбор соответствующих этим запросам аудитории для поиска наставников
Результат: определены необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их привлечения (внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели наставничества
|
1.1 |
Информирование педагогического сообщества образовательной организации о реализации программы наставничества |
Сентябрь 2020 |
Боженко И.А., директор лицея |
1.2 |
Информирование родительского сообщества о планируемой реализации программы наставничества |
Сентябрь 2020 |
Боженко И.А., директор лицея |
1.3 |
Встреча с сообществом выпускников и/или представителями региональных организаций и предприятий с целью информирования о реализации программы наставничества |
Октябрь 2020 |
Боженко И.А., директор лицея |
1.4 |
Встреча с обучающимися образовательной организации с информированием о реализуемой программе наставничества |
Октябрь 2020 |
Боженко И.А., директор лицея |
2 |
Формирование базы наставляемых
Задача: выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества
Результат: сформирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе
|
2.1 |
Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы |
Ноябрь
2020
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
2.2 |
Сбор дополнительной информации о запросах, наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих лиц: классный руководитель, психолог, соцработник, родители. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от законных представителей несовершеннолетних участников |
Ноябрь
2020
|
Губенко Е.Н., педагог-психолог, Бородина Ю.С., соц. педагог |
2.3 |
Анализ полученных от наставляемых и третьих лиц данных. Формирование базы наставляемых |
Декабрь
2020
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
3 |
Формирование базы наставников
Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников
Результат: сформированы базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций
|
3.1 |
Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества |
Январь
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
3.2 |
Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников |
Февраль
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
3.3 |
Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных |
Март
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
3.4 |
Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. Формирование базы наставников |
Март
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
4 |
Отбор и обучение наставников
Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми
Результат: сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной организации
|
4.1 |
Оценка участников-наставников по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников |
Апрель
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
4.2 |
Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога) |
Апрель
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
4.3 |
Поиск экспертов и материалов для проведения обучения наставников |
Май
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
4.4 |
Обучение наставников |
Май
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
5 |
Формирование наставнических пар или групп
Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям
Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить работу в рамках программы
|
5.1 |
Организация групповой встречи наставников и наставляемых |
Сентябрь
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
5.2 |
Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи |
Октябрь
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
5.3 |
Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары |
Ноябрь
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
5.4 |
Информирование участников о сложившихся парах/группах. Закрепление пар/групп распоряжением руководителя образовательной организации |
Декабрь
2021
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
6 |
Организация работы наставнических пар или групп
Цель:
Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или группе
Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до логического завершения, реализована цель программы наставничества для конкретной наставнической пары или группы
|
6.1 |
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого |
Январь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
6.2 |
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого |
Январь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
6.3 |
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым |
Февраль
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
6.4 |
Регулярные встречи наставника и наставляемого |
Февраль-май
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
6.5 |
Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества |
Февраль-май
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
6.6 |
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого |
Май
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
6.7 |
Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых |
Май
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
6.8 |
Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества |
Май
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
7 |
Завершение наставничества
Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов, потенциальных компаний-партнеров
Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников.
Результат: достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности образовательных организаций, запущен процесс пополнения базы наставников и наставляемых
|
7.1 |
Приглашение на торжественное мероприятие всех участников программы наставничества, их родных, представителей организаций-партнеров, представителей администрации муниципалитета, представителей иных образовательных организаций и некоммерческих организаций |
Июнь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
7.2 |
Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов программы наставничества и награждения лучших наставников |
Июнь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
7.3 |
Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества |
Сентябрь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
7.4 |
Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех участников |
Сентябрь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
7.5 |
Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы |
Октябрь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
7.6 |
Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и организаций-партнеров |
Ноябрь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
7.7 |
Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых |
Ноябрь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
7.8 |
Формирование долгосрочной базы наставников |
Декабрь
2022
|
Сулименко И.П., зам. директора по УВР |
5. Перспективные результаты внедренияцелевой модели наставничества
Внедрение модели наставничества и систематическая реализация мероприятий обеспечит:
улучшение показателей лицея в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
подготовку обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержку формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
привлечение общественности, региональных предприятий и организаций к участию в реализации программ менторства и наставничества.
В результате реализации программам менторства и наставничества обеспечен охват данными программами:
1) обучающихся:
не менее 10% в 2020 году;
не менее 20% в 2021 году;
не менее 30% в 2022 году;
не менее 50% в 2023 году;
не менее 70% в 2024 году;
2) педагогических работников:
не менее 10% в 2020 году;
не менее 20% в 2021 году;
не менее 30% в 2022 году;
не менее 50% в 2023 году;
не менее 70% в 2024 году.