Наверх
Рекомендации по предупреждению ДДТТ
Пояснительная записка
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. Поэтому проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и многообразна. В ряду первейших задач стоит задача обучения детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.В методическом пособии рассмотрены причины детского дорожно-транспортного травматизма и даны рекомендации по организации работы по профилактике ДТП, которые окажут помощь классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний. Подбор материалов отвечает требованиям действующих учебных программ по ПДД.Цель: привлечь внимание родителей к проблеме дорожно-транспортного травматизма.
Задача: научить родителей, как обезопасить детей от дорожно-транспортного травматизма.Методические рекомендации могут быть использованы как учителями общеобразовательных учреждений, так и родителями учащихся.Статистика дорожно-транспортных происшествийТравматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Люди платят дань автомобилизации своими жизнями. Эта плата очень дорогая и ничем не оправданная. Превращение машины из средства передвижения в средство угрозы для жизни происходит повсеместно и довольно быстрыми темпами.
Сегодня каждый школьник должен знать, что современная улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Часто дети являются пострадавшими в ДТП, есть случаи гибели детей на дорогах. Вот почему со школьного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
По статистике, каждые сутки на дорогах России происходит более 430 ДТП. Ежедневно на дорогах погибают и получают травмы около 600 человек. Каждый восьмой пострадавший – ребенок или подросток. Около 30% дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходят недалеко от дома.
Только за полгода (январь – июнь 2007 года) на территории России погибло 424 ребенка и ранено 97 детей. В Ленинградской области за этот же период погибло 5 и ранен131 ребенок. В Санкт-Петербурге - погибло 8 и 381 ребенок ранен.
Необходимо инструктировать детей по правилам поведения на дорогах ежедневно.
Причины детского травматизма на дорогах: |
Меры профилактики ДТП: |
1. Внезапное появление на проезжей части | |
1. Улица в глазах детей выглядит как площадка для игр: парапет, фонарные столбы, бордюры, на которые хочется взобраться и спрыгнуть. Дети бывают увлечены забавой, погружены в свой собственный мир и часто забывают о том, что им может грозить опасность. |
|
2. Настоящим бедствием для водителей стали дети на роликовых коньках и скейтбордах. Играя, дети выезжают на проезжую часть, потому что во дворах нет асфальтированных площадок. |
|
3. За время каникул, особенно летних, дети отвыкают от города. Требуется время, чтобы они адаптировались к новой обстановке на дорогах. |
- напомнить правила дорожного движения, рассказать о том, какие дома входят в микрорайон школы, о близлежащих улицах, о транспорте, который движется по ним и по дворовой территории; - назвать наиболее опасные места, места – «ловушки»; - показать безопасный путь в школу, магазин, спорт-школу; - пройти с ребенком по его ежедневному маршруту. |
4. Катание детей зимой с гор в сторону проезжей дороги. |
|
2. Нарушение детьми правил перехода улицы | |
1. Переход перед близко идущим транспортом. 2. Переход улицы (дороги) в неустановленном месте. 3. Выход на проезжую часть из-за препятствия. 4. Переход проезжей части на красный свет. 5. Невнимательность при переходе улицы. |
- по подземным переходам; - по регулируемым пешеходным переходам (со светофором); - в местах, где на проезжей части имеется «зебра» или установлен знак «Пешеходный переход»; - если поблизости нет ни знака, ни «зебры», дорогу можно переходить на перекрестках дорог по линии тротуаров или обочин, убедившись в безопасности перехода; - вне города дорогу можно переходить только на тех участках, где она хорошо просматривается в обе стороны. |
6. Прослушивание аудиоплеера, разговор по мобильному телефону. |
|
3. Поведение взрослых, в том числе родителей, нарушающих правила дорожного движения. |
|
1. Когда ваш ребенок окажется на дороге один, он будет переходить проезжую часть так, как переходят её родители. |
|
4. Нарушение правил поведения на проезжей части и в транспорте | |
1. Несоблюдение детьми Правил дорожного движения в группе на выезде, за пределами школы. |
- отвлекать водителя во время движения; - высовываться из окон, дверей, открывать их без разрешения водителя; - препятствовать закрытию дверей; - открывать двери во время движения. |
2. Выход за ограничительную линию в подземном вестибюле метро. |
|
3. Несвоевременный выход в образовательное учреждение. |
|
4. Хождение по проезжей части и игры на ней. |
|
5. Хождение по железнодорожным путям. |
|
6. Выход за ограничительную линию при ожидании подхода поезда. |
|
7. Несоблюдение детьми правил проезда в городском транспорте. |
|
5. Опасные погодные условия | |
1. Дождь. 2. Листопад. |
|
3. Туман. |
|
4. Снегопад. 5. Гололед. |
|
6. Оттепель. |
|
7. Снижение обзора во время непогоды из-за зонта, капюшона, поднятого воротника. |
|
6. Езда на велосипедах по проезжей части | |
1. Подростки любят «лихачить» на велосипедах, забывая обо всем. А ведь велосипед – это транспортное средство, которым надо уметь управлять почти так же, как автомобилем. Надо знать, как проехать перекресток, подать сигнал о повороте и т.д. На улице некогда раздумывать, решение надо принимать очень быстро, автоматически. |
|
Рекомендации родителям по формированию навыков
безопасного поведения детей на дорогеНадежное поведение на дорогах обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или « не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, - могут создать у него привычки.Для этого целесообразно создавать у детей четыре вида навыков.
Виды навыков | Приемы формирования навыка |
1. Навык наблюдения Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». |
|
2. «Навык сопротивления» волнению и спешке Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать, не оглядевшись по сторонам. |
|
3. Навык «переключения на проезжую часть» Тротуар отделен от проезжей части улицы узкой полосой бордюрного камня, являющейся границей между пешеходной зоной и проезжей частью. |
|
4. Навык «переключения на самоконтроль» Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычек: вижу – действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части такое доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части смертельно опасно! |
|
Как тренировать навыки безопасного поведения на дорогеНеобходимые навыки надо неустанно, ежедневно тренировать.
1. Разберите вместе с ребенком типичные опасные дорожные ситуации.
2. Объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся.
3. Закрепите знания рисунками.
4. Разыграйте ситуации на макете с игрушками.
5. Во время каждой прогулки с детьми, поездке с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их:
- наблюдать за улицей и транспортом;
- анализировать встречающиеся дорожные ситуации;
- видеть в них опасные элементы;
- безошибочно действовать в различных обстоятельствах.Рекомендации родителям по созданию безопасного маршрута1. Вместе с ребенком пройти по безопасному кратчайшему маршруту до школы (спортшколы, музыкальной школы, дома творчества, магазина), обсудив места, требующие повышенного внимания (места – «ловушки») и ситуации – «ловушки».
2. Обязательно обсудить, каким маршрутом в школу (магазин, дом творчества) идти нельзя.
3. Дома вместе с ребенком составить схему рекомендуемого маршрута и описание к ней.
4. Пройти маршрут вместе с ребенком повторно, попросив его объяснить взрослому, как правильно поступать в том или ином случае.
5. Регулярно тренировать внимание ребенка, превращая его знания в навыки поведения.
Ситуации – «ловушки» Мы привыкли считать: чтобы на улице находиться в полной безопасности, достаточно знать и соблюдать Правила дорожного движения. Это глубокое заблуждение! Действительно, Правила важны и нужны, это язык и закон дороги, но все-таки главное – правильно «прочитать» дорожную ситуацию, не попасть в дорожную «ловушку».Дорожные «ловушки» - это ситуации обманчивой безопасности. Ситуации – «ловушки» можно условно разделить на пять групп: Ситуации – «ловушки» |
Рекомендации |
Закрытый обзор 1. Стоящая машина. 2. Кусты, деревья. 3. Забор. 4. Близко расположенный дом (ларек). 60 % общего числа несчастных случаев с детьми происходит из-за того, что они выбегают на дорогу из-за машин и других помех обзору. |
|
Отвлечение внимания 1. Проезжающая машина может скрывать автомобиль, идущий на большой скорости в том же направлении. 2. Проезжающая машина может скрывать Встречную. 20% общего числа несчастных случаев с детьми на дороге происходит потому, что ребенок сконцентрировал все свое внимание на проезжающем автомобиле или другом интересующим его предмете и не замечает приближающийся сбоку автомобиль. |
|
«Пустынная улица» 10% общего числа несчастных случаев с детьми происходит на улицах, где автомобили появляются редко, дети выбегают на дорогу, не осмотрев ее. |
|
Середина улицы 2% общего числа несчастных случаев на дороге происходит, когда дети, стоя на осевой линии, не замечают транспорта за спиной. |
|
Родители с детьми Родители не умеют крепко держать ребенка за руку, не учат его замечать опасность. |
|
Места – «ловушки» – это места, где наиболее вероятно могут произойти дорожно-транспортные происшествия.
Места – «ловушки» | Рекомендации детям |
Переход |
|
Местный (внутридворовый) проезд |
|
«Пустынная» улица |
|
Улица с интенсивным движением |
|
Дом и прилегающая территория |
|
Остановка городского транспорта |
|
Проезд в дворовую территорию |
|
Регулируемый перекресток |
|
ШКОЛА и прилегающая территория |
|
Образцы характеристик особенностей улиц· Узкая улица с интенсивным движением (на узких улицах пешеход менее осторожен, чаще невнимателен, так как для перехода улицы требуются считанные секунды).
· Узкая улица с неинтенсивным движением (на таких улицах зачастую пешеход выходит на проезжую часть, даже не осмотрев ее).
· Широкая улица с интенсивным движением (переход таких улиц опасен тем, что за время перехода обстановка на дороге может внезапно измениться, а пешеход не может так быстро покинуть дорогу, как на узких улицах).
· Большое число стоящих автомобилей (помехи обзору).
· Обзору проезжей части улицы мешают кусты, деревья.
· Дома, расположенные близко к проезжей части улицы, ограничивают обзор пешеходов, детей.
· Машины могут появиться неожиданно из-за поворота.
· Движение машин с высокими скоростями.
· Выезд транспорта из ворот предприятия (въезд).
· Возможно движение транспорта задним ходом.
· Обзор ограничен павильоном остановки общественного транспорта.
· Две остановки одна недалеко от другой («пересадочный пункт»).
· Движение военных, учебных или личных машин (неумелые водители).
· Уклон, поворот (возможность выезда машин на встречную полосу, на обочину, на тротуар при скользкой проезжей части).
· Движение крупногабаритных машин (автобусы, грузовики). Вероятны случаи, когда за одной машиной скрыта другая - движущаяся в ту же сторону или навстречу.
Литература1. Дмитрук В.П. «Правила дорожного движения для школьников». Серия «Здравствуй, школа!». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
2. Клочанов Н.И. «Дорога, ребенок, безопасность». Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы». Ростов-на Дону, «Феникс», 20004.
3. Надеждина В. «Правила дорожного движения для детей». Москва «Аст», Минск «Харвест», 2006.
4. Сосунова, Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом». Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. Санкт-Петербург, Издательский Дом «МиМ», 1997.
5. В помощь классному руководителю. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе». Издательство «Учитель», Волгоград, 2006.
6. Правила дорожного движения РФ. Москва, «Эксмо», 2007 г.